Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — Сан ПиН 2.4.2.2821-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
4.Федеральный перечень учебников от 2014г
5.ООП. МКОУ Владимировской ООШ
Цели изучения:
• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение иностранного языка в школах РФ начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим , с другой -умениями в четырех видах речевой деятельности);
- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самыхразличных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Изучение немецкого языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работать в паре, группе.
Основная цель обучения немецкому языку во 2 классе – развитие школьников средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к ещё очень скупой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определённой мере ценностных ориентаций, творческих способностей и в конечном итоге способности и готовности осуществлять самое элементарное общение на немецком языке в рамках очень ограниченного числа наиболее распространённых стандартных ситуаций общения.
Основная цель обучения в 3 классе - дальнейшее развитие способности и готовности обучающихся осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к всё ещё небольшой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций, ценностных ориентаций и творческого потенциала.
Основная цель обучения немецкому языку в 4 классе - дальнейшее развитие способности и готовности обучающихся осуществлять элементарное общение на немецком языке – непосредственное (говорение и аудирование) и опосредованное (чтение и письмо) в рамках ограниченного числа наиболее распространённых тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к всё ещё небольшой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций, ценностных ориентаций и творческого потенциала.
Место учебного предмета «Немецкий язык» в учебном плане
класс
|
Количество раб. недель
|
Кол-во часов в неделю
|
Кол-во часов в год
|
2
|
34
|
2
|
68
|
3
|
34
|
2
|
68
|
4
|
34
|
2
|
68
|
|
|
|
Итого:204 часа
|
Ценностные ориентиры содержания предмета.
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомство с образцами зарубежного детского фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; к родному языку;
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей;
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология;
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество.
7. Воспитание уважения к культуре народов немецкоязычных стран.
Ценности: культура и язык народов немецкоязычных стран, толерантность, интернационализм;
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения немецкого языка
2класс
|
3класс
|
4класс
|
Личностные:
|
|
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям немецким языком, к школе; -интерес к предметно- исследовательской деятельности;; -понимание причин успехов в учёбе; -оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
|
ориентация на понятия образца «хорошего ученика»; -интерес к познанию немецкого языка; -предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности; -осознание ответственности человека за общее благополучие.
|
-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; -широкая мотивационная основа учебной деятельности; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
|
Обучающийся получит возможность для формирования:
|
интереса к познанию немецкого языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ориентации в поведении па принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы Германии па основе материалов комплекта по немецкому языку.
|
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженные: учебно- познавательных мотивов; — выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; — учебно -познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке па основе критериев успешности учебной деятельности; - сопереживания другим людям; ~ следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - - чувства прекрасного и эстетических, чувств на основе знакомства с материалом курса, по немецкому языку.
|
- внутренней позиции обучающегося па уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно - познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; — устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — адекватной дифференцированной самооценки па основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем па основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам
|
Метапредметные.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
|
Обучающийся научится:
|
- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
|
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью
|
- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватно воспринимать предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
|
|