1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — Сан ПиН 2.4.2.2821-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
4.Федеральный перечень учебников от 2014г
5.ООП. МКОУ Владимировской ООШ
В основу программы курса «Решение текстовых задач» для 2 класса положена программа для общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой,Г.В. Бельтюковой,С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС
Цель:
обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.
Задачи :
- овладение способами работы с алгоритмами, приобретение опыта рассуждения;
- обучение логическим приёмам умственных действий;
- освоение умений работать с текстом задачи;
- развитие образного и логического мышления, пространного воображения через практическую работу с моделями окружающего мира;
- развитие математической речи, волевых и эмоционально - нравственных качеств личности.
- воспитание интереса к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления.
2.Общая характеристика курса
Содержание курса «Решение текстовых задач» направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
3. Описание места курса в плане
Классы
|
Количество часов в неделю
|
Количество учебных недель
|
Всего часов на учебный год
|
3класс
|
1ч
|
34
|
34ч
|
Всего
|
|
|
34ч
|
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предложения).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Решение текстовых задач»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- кодировать информацию в знаково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 15 предложений);
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
- корректно формулировать свою точку зрения;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Числа и величины
Обучающийся научится:
- читать и записывать любое изученное число;
- дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;
- использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);
- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;
- понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
- использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
- выполнять умножение и деение в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
- устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
- использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;
- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);
- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;
- применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;
- составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;
- проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
- дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...», задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
- решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;
- составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять задачи, обратные для данной простой задачи;
- находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;
- проверять правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);
- выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действия).
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
- использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;
- использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
- читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
- понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
- выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
- выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если ... то ...», «верно /неверно, что ...»;
- составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
6. Содержание курса
Данная рабочая программа включает 4 темы:
1 тема «Обучение учащихся анализу условий арифметических задач» (4 часа)
Довести до сведения учащихся, что краткая запись условия помогает понимать условие задачи и её решения. Познакомить с новыми условными знаками и совершенствовать их применение. Знакомить с разными видами краткой записи задачи: таблица, чертёж, рисунок, схема.
2 тема «Способы оформления решения задач» (5 часов)
Формировать умение писать вопрос задачи, полный ответ, точное пояснение. Познакомить с записью числовых выражений в задачах, имеющий не более 3 действий.
3 тема «Моделирование – ведущий метод обучения решению задач» (14часов)
Учить работать по памятке. Научить преобразовывать задачи. Продолжить работу по развитию логики, навыков оформления и решения задач. Учить решать задачи разными способами, уметь выбирать наиболее рациональный.
4 тема «Методы решения задач» (11часов)
Учить составлять к решаемой задаче уравнение. Учить использовать инструменты (линейка, циркуль, транспортир). Развивать логическое мышление, навыки вычислений.
7. Тематическое планирование предмета, курса
|
2 класс
|
№п/п
|
Наименование раздела программы
|
Тематическое планирование
|
Деятельность учащихся
|
|
1
|
Тема I. Обучение учащихся анализу условий арифметических задач
|
Краткая запись как средство фиксации и анализа условия задачи. Преобразование краткой записи
|
Сравнивать текст задачи и математического рассказа, определять, в каком тексте есть задание;
Чертить отрезки заданной длины
Определять важный признак задачи.
Познакомиться с наименованием к результату действия в задаче.
Выявлять обязательные компоненты задачи: условие, вопрос.
Различать составные части задачи: условие, вопрос; записывать и читать двузначные числа
|
2
|
Условные знаки, используемые в краткой записи
|
3
|
Различные формы записи условия задачи
|
4
|
Различные формы записи условия задачи
|
5
|
Тема II. Способы оформления решения задачи
|
Решение задач в вопросно – ответной форме
|
Установить, что в задаче вопрос
и условие должны соответствовать друг другу
Применять знания, умения, навыки при выполнении заданий в самостоятельной групповой, коллективной работе
Распознавать данные и искомые в задаче
|
6
|
Решение задач с пояснением
|
7
|
Запись в виде числовых выражений
|
8
|
Запись решений задач в виде действий
|
9
|
Решение задач с помощью составления уравнения (алгебраический метод)
|
10
|
Тема III. Моделирование – ведущий метод обучения решению задач
|
Построение графической модели
|
Записывать и читать числа пятого и шестого десятков
Знать значение терминами «простые» и «составные» задачи
Преобразовывать тексты в задачи
Знать значение терминами «простые» и «составные» задачи
Сокращать текст задачи, выделять главное и второстепенное в задаче
Преобразовывать тексты в задачи
Преобразовывать тексты в задачи
Сокращать текст задачи, выделять главное и второстепенное в задаче
Составлять и решать задачи, обратные данной. Объяснять ход решения задачи.
Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи.
Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты.
Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.
Читать и записывать числовые выражения в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Собирать материал по заданной теме.
Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу.
Установить взаимосвязь между обратными задачами
Решать задачи разными способами
|
11
|
Построение графической модели
|
12
|
Преобразование задач
|
13
|
Преобразование текстов, не являющихся задачами, в задачи
|
14
|
Изменение вопроса так, чтобы действий в решении задачи стало больше (меньше)
|
15
|
Изменение вопроса (условия данных) так, чтобы задача стала нерешаемой
|
16
|
Внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней исчезли лишние (недостающие) данные
|
17
|
Внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней появились лишние (недостающие ) данные
|
18
|
Изменение текста задачи так, чтобы в её решении появилось обратное действие
|
19
|
Подбор и самостоятельное составление обратных задач
|
20
|
Подбор и самостоятельное составление обратных задач
|
21
|
Решение задач разными способами
|
22
|
Решение задач разными способами
|
23
|
Решение задач разными способами
|
24
|
Тема IV. Методы решения задач
|
Арифметический метод решения задач
|
Решать задачи по действиям и выражением
Выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных
Составлять уравнение к решаемой задаче
Применять формулы
Установить взаимосвязь между данными задачи и способами ее решения.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Собирать материал по заданной теме.
|
25
|
Арифметический метод решения задач
|
26
|
Арифметический метод решения задач
|
27
|
Алгебраический метод решения задач
|
28
|
Алгебраический метод решения задач
|
29
|
Алгебраический метод решения задач
|
30
|
Геометрический метод решения задач
|
31
|
Геометрический метод решения задач
|
32
|
Геометрический метод решения задач
|
33
|
Логический метод решения задач
|
34
|
Логический метод решения задач
|
8.Материально-техническое обеспечение
1. М.И. Моро,М.А.Бантова Г.В. Бельтюкова,С.И. Волкова, С.В. Степанова, Математика : Учебник для 2 класса. В 2частях Москва: Издательство « Просвещение»: , 2012;
2. М.И. Моро, С.И. Волкова.: Рабочие тетради по математике для 2класса. В 2частях Москва: Издательство « Просвещение»: , 2012
3.М.И. Моро, М.А.Бантова,Г.В. Бельтюкова,С.И. Волкова, С.В. Степанова: Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 2 класса. Москва: Издательство « Просвещение»: , 2012;
4. М.И.Кузнецова: 500 задач по математике Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе Москва: Издательство « Экзамен»: , 2012
5. Интернет –ресурсы: www.zankov.ru2.
6.Л.Ю. Самсонова: Самостоятельные работы по математике Москва: Издательство « Экзамен»: , 2013
Учебная литература для учащихся
1 М.И. Моро,М.А.Бантова,Г.В. Бельтюкова,С.И. Волкова, С.В. Степанова, Математика : Учебник для 2 класса. В 2частях Москва: Издательство « Просвещение»: , 2012;
2. М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочие тетради по математике для 2класса. В 2частях Москва: Издательство « Просвещение»: , 2012
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
- наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
- демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные);
- объекты (предметы), предназначенные для счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
- пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
- учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел. |