Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Владимировская основная общеобразовательная школа
|
|
|
|
|
|
Принято
на Педагогическом совете
Протокол №__ от«___»____________20___ г
Председатель________________ И.М. Лечунова
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ______________
И.М. Лечунова
Приказ №____
от «___»____________20___ г.
|
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья
1.Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, другими международными актами в области защиты прав детей, на основании №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих формах: специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее – специальный класс) и интегрированно (далее – интегрированный класс).
1.3. Интегрированный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
1.4. Специальный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности.
2. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
2.1. Цель образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях – усвоение детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
2.2. Задачи образования :
- освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
- успешная социализация обучающихся, воспитанников.
2.3. Образование для детей организуется в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений:
- для неслышащих детей (I вид);
- для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);
- для незрячих детей (III вид);
- для слабовидящих детей (IV вид);
- для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид);
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид);
- для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид);
- для умственно отсталых детей (VIII вид).
2.4. Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, организует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее – Консилиум). Деятельность Консилиума регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
2.5. Специфика деятельности образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья, отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя и т.д.).
2.6. Прием детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья при поступлении ребенка в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения принимает Консилиум на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК. Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом Консилиума. Зачисление (перевод) ребенка с ограниченными возможностями здоровья в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
2.7. Интегрированные классы могут быть организованы на ступени начального общего, основного общего образования.
2.8. Специальные классы открываются преимущественно на ступени начального общего образования и могут функционировать до получения детьми основного общего образования (освоения программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
2.9. Специальные классы V вида, VII вида функционируют на ступени начального общего образования в целях эффективности работы по коррекции речевых нарушений и нарушений психического развития. На ступени основного общего образования целесообразно обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР в условиях интегрированного класса. Функционирование специальных классов V вида, VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях: - когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась;
- ребенок обучался в специальном классе менее 2 учебных лет;
- когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях интегрированного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.
Для обучающихся специальных классов V вида, VII вида обследование на ПМПК и Консилиуме при переходе на ступень основного общего образования для выбора образовательной программы и решения вопроса о переводе в интегрированный класс обязательно.
2.10. Для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений) интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования.
2.11. Количество с ограниченными возможностями здоровья в развитии в интегрированном классе не должно превышать 4 человек. Наполняемость специальных классов регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе. В случае необходимости в специальные и интегрированные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений.
2.12. Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разрабатываемым совместно педагогами класса и членами Консилиума на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.
2.13. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.).
3. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования.
3.1. При наличии социального заказа на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе руководители государственных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства, данного Положения. Образование организуется преимущественно по месту жительства ребенка или в ближайшем образовательном учреждении, располагающем на момент обращения необходимыми условиями, до создания таких условий в общеобразовательном учреждении по месту жительства ребенка.
3.2. Образовательный процесс в интегрированных и специальных классах осуществляют педагоги, имеющие дефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог и т.д.) в соответствии с видом нарушения ребенка, педагог-психолог. Количество ставок педагогов – специалистов в области коррекционной педагогики определяется из расчета 1 час в неделю на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Педагоги интегрированного и специального класса, имеющие дефектологическое образование или прошедшие повышение квалификации по данному направлению, получают надбавку к заработной плате в размере 20% в расчете на одного ребенка с отклонениями в развитии согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года №94 с изменениями, внесенными на основании письма Минпроса СССР от 02 марта 1987 года №35 и Письма Гособразования СССР от 08 июня 1990 года №400. Надбавка начисляется за часы работы в специальном, интегрированном классе в соответствии с учебным планом.
3.4. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала и т.д.).
3.5. Расписание занятий в интегрированных и специальных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, а также повышенной утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья. Расписание занятий в специальных классах должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся, воспитанников специального класса с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время.
3.6. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи такая помощь может быть организована силами специалистов и с привлечением ресурсов территориальных агентств специального образования (ТАСО) на базе данного общеобразовательного учреждения или в другом образовательном учреждении данной территории, располагающем необходимыми ресурсами, в удобное для детей с ограниченными возможностями здоровья время.
3.7. Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируется учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Владимировская основная общеобразовательная школа
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ______________
И.М. Лечунова
Приказ №____
от «___»____________20___ г.
|
|
|
Принято
на Педагогическом совете
Протокол №__ от«___»____________20___ г
Председатель________________ И.М. Лечунова
|
|
|
ПОЛОЖЕНИЕ об организации интегрированного обучения
I. Общие положения
Класс(ы) обучения детей с особыми образовательными потребностями создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принципами гуманизации образовательного процесса, индивидуализации обучения, интеграции.
Цель организации классов обучения детей со средними образовательными потребностями, а также обучения одного-двух учащихся в общеобразовательном классе - создание для них адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую помощь; развивать нарушенные функции организма; обеспечивать оптимальные условия детям с особыми образовательными потребностями для получения ими образования вместе с нормально развивающимися сверстниками; реализовывать идеи интегрированного обучения.
Основными направлениями деятельности классов обучения детей с особыми образовательными потребностями являются:
1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья.
2. Диагностика уровня психического, физического развития; степени соответствующего нарушения.
3. Организация коррекционного, адаптивно-развивающего и интегрированного обучения.
4. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
5. Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
6. Оказание помощи обучаемым в профориентации, социальной адаптации.
II Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями.
2.1 Обучение детей с особыми образовательными потребностями может быть организовано во всех образовательных учреждениях, располагающих необходимыми для работы кадрами, оборудованием.
2.2 Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы организуется с согласия (или по желанию) родителей, если первые по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение ПМПК противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам.
2.3 Целесообразна для детей с особыми образовательными потребностями организация группы продлённого дня. Наполняемость группы (класса) - до 10 человек, в комбинированной - до 16.
2.4 В соответствии с уровнем общего и речевого развития учащихся, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей, учащиеся специальных классов могут быть интегрированы в общеобразовательный класс
2.5 Обучение детей с особыми образовательными потребностями имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется:
- развитию речи и мышления;
- развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи и произношения (у детей с нарушенным слухом и речевой патологией);
- обеспечению коррекции различных проявлений речевого дефекта;
- созданию слухо-речевой среды, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию;
- проведению групповых занятий под руководством соответствующих специалистов(психолог, логопед, сурдопедагог, дефектолог).
2.6 Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Работа по развитию слухового восприятия и автоматизация навыков произношения с использованием фонетической ритмики и различных видов деятельности, связанных с музыкой, осуществляется на музыкально-ритмических занятиях (слабослышащие)
2.7 По окончании общего образования учащимся обеспечивается овладение устной и письменной речью на уровне, необходимом для интеграции их в общество. Воспитанники получают основное общее образование.
2.8 Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке:
а) организация сбора информации о детях, поступивших в школу, анализ этой информации и выявление уровня готовности к обучению
б) специальное диагностирование детей, ориентированное на выявление уровня снижения
патологической функции
в) проведение (по необходимости) сбора информации о детях в период их первичной
адаптации в общеобразовательном учреждении на основе углублённого исследования,
проводимого психологом
2.9 Наполняемость специальных классов устанавливается с учётом условий работы. В общеобразовательном классе могут обучаться один-три воспитанника с особыми образовательными потребностями;
Распорядок дня устанавливается с учётом повышенной утомляемости учащихся; организуется двухразовое горячее питание, лечебные и оздоровительные мероприятия.
2.10.При отсутствии положительной динамики развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы (или интегрированного обучения) учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения.
III. Организация образовательного процесса у детей с особыми образовательными потребностями
3.1 Программы по общеобразовательным предметам разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенностей обучающихся. Составной частью программ являются дополнительные предметы программ I-VIII видов, которая реализуется в процессе учебных и внеучебных занятий.
3.2 Работу с учащимися с особыми образовательными потребностями проводят учитель-дефектолог (по соответствующему профилю), воспитатель, логопед, учитель слухо-речевой работы, психолог, медицинские работники, специальный работник, валеолог. В обязанности логопеда (учителя слухо-речевой работы с учениками с нарушением слуха) входит:
- всестороннее изучение речи и слуха обучающихся;
- проведение индивидуальных, групповых и фронтальных занятий;
- оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей в освоении учащимися программного материала произносительной и разговорной стороны речи.
Для этих занятий в учебном плане предусматривается 2-3 часа в неделю на каждого ученика.
3.3 Психолог оказывает помощь на этапе углублённого обследования детей, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные, групповые и фронтальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправления возможных нарушений общения и поведения, на адаптацию их в сфере нормально развивающихся сверстников; оказывает методическую помощь учителям. Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4 При необходимости организуется частичное или полное обучение на дому согласно часам, отведённым для этого администрацией школы.
3.5 Текущие и этапные результаты адаптации и интеграции, продвижения в развитии, формирования навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте и классном журнале.
IV. Функции руководителей учреждений и учителей детей с особыми образовательными потребностями.
4.1 Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, несёт ответственность за комплектование; осуществляет контроль за их работой.
4.2 Заместитель директора по учебно-воспитательной или коррекционной работе организует медико-психолого-методическую работу, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работ специальных классов по обучению детей с особыми образовательными потребностями; анализирует результаты работы и обучения.
4.3 Работающие с данной категорией детей учителя систематически углубляют знания по специфике работы с ними, проводят регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей, интегрированной и адаптивно-развивающей работы; фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт усвоения ими образовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.
|