. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - ФГОС НОО - Каталог файлов - МКОУ Владимировская ООШ
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Сайт МКОУ Владимировской ООШ
Вторник, 2024-07-16, 1:54 PM
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Приём в 1 класс

Запись в 1 класс

Информация

Для педагогов

Для обучающихся

Категории раздела
Мои файлы [536]
Положения [101]
ФГОС НОО [55]
Документы [256]
Режим [11]
Рабочие программы ФГОС НОО [50]
Кабинет [5]
ФГОС ООО [40]
ОПП ООО ФГОС
Рабочие программы ФГОС ООО [72]
Документы 2018 ООП [112]

Главная » Файлы » ФГОС НОО

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
[ Скачать с сервера (50.8 Kb) ] 2015-05-21, 2:59 PM

2.4. Программа  формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

2.4.1. Общие положения

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Программа формирования   экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в части экологической составляющей на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей. Программа обеспечивает:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.                                
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая  взрослыми (учителем, воспитателем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

При выборе стратегии воспитания   экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, МКОУ Владимировская ООШ опирается на зону актуального развития, исходя из того, что формирование  экологической культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации  учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования  экологической культуры,  здорового и безопасного    образа   жизни   является   просветительская   работа   с   родителями  (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми. Разработка программы формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и     социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся при получении начального общего образования являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  • Конвенция о правах ребёнка.
  •    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  от 06.10 2009г. №373 с внесенными изменениями
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
  • Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  • Федеральные  требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года  №03-296  «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
  • Устав школы.

При разработке программы формирования экологической культуры были выявлены следующие проблемы:

- отсутствие единых принципов организации экологического образовательного пространства;

- отстраненность, инертность, потребительское отношение к своему ближайшему окружению;

- неумение отстоять свои права и экологические интересы перед органами власти и другими людьми;

- уменьшение биоразнообразия, ухудшение состояния оболочек Земли (гидросфера, литосфера, атмосфера)как результат антропогенного воздействия.

Разрабатывая программу культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования, учитывали факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

- факторы риска, имеющие место при организации образовательного процесса, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

Современный ребенок проводит в школе до 70% всего активного времени. Именно в этот период интенсивно формируются и развиваются все системы организма. Любые неблагоприятные воздействия могут вызвать нарушения адаптации, которые приводят к постепенной утрате ребенком того физического и энергетического запаса прочности, которое и принято называть здоровьем. В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса, акции.

  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни проектируется на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и
социокультурных особенностей региона.

  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования  вносит вклад в достижение требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования:

  - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

  - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования является составной частью основной образовательной программы и проектируется в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования универсальных учебных действий, программами отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, программой духовно-нравственного развития, программой коррекционной работы и др.

2.4.2. Цель   и  задачи  программы:

Цель программы - реализация  всех   возможностей  школы   для  формирования   психически здорового,   социально-адаптированного,   физически    развитого    человека,     обладающего ценностным   отношением    к   окружающему миру,  своему здоровью,  имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.                                           Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется в пяти взаимосвязанных блоках:

1.создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении,

2.рациональная организация учебной и внеучебной деятельности,

3.эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,

4.реализация дополнительных образовательных программ,

5.организация просветительской работы с педагогами, родителями, обучающимися.

Задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни выделяются соответственно каждому из пяти  блоков:

В организации здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:

  • обеспечить соответствие технического состояния учебных помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся,
  • обеспечить соответствие требованиям СанПиН объёма учебной и внеучебной нагрузки школьников,
  • организовать оптимальный режим питания школьников,
  • обеспечить охрану физического, социального и психологического здоровья школьников;

В организации учебной и внеучебной деятельности:

  • обеспечить возможность обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

В организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками:

  • создать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха,
  • создать условия для полноценной работы спортивных секций в учреждении,
  • осуществлять полноценную и эффективную физкультурно-оздоровительную работу со школьниками всех групп здоровья на уроках физической культуры и секциях.

В реализации основной и дополнительных образовательных программ:

  • включить всех обучающихся начальной школы в здоровьесберегающую деятельность,
  • придать здоровьесберегающей деятельности учреждения системный, непрерывный, интегративный и комплексный характер.

В организации просветительской работы с педагогами, родителями, школьниками:

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни,
  • дать представление о факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

В реализации формирования экологической культуры:

  • сформировать представление об основах экологической культуры;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в учреждении основана на следующих принципах:

  • системность – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, врачей, педагогов, родителей, педагогов дополнительного образования),
  • комплексность – использование комплекса мер при организации  здоровьесберегающей среды,
  • индивидуальность – учет индивидуальных  и возрастных особенностей обучающихся при организации здоровьесберегающей деятельности на уроке и вне его,
  • гуманистичность – принцип признания активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья,
  • непрерывность,
  • интегративность – включение здоровьесберегающих компонентов во все предметные области.

При разработке программы были учтены особенности младшего школьного возраста:

  • активно формируемые в младшем школьном возраст комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • отношение обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями);
  • неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

             2.4.3.Направления  деятельности реализации программы: 

Предусмотренные Программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся  отражают специфику образовательного учреждения, запросы   участников   образовательного   процесса   и  обеспечивают достижение планируемых результатов основной образовательной программы школы.                                                                                                                                                                       Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физкультуры, психолог, медицинский работник).

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячее питание и обеды в урочное время. Столовая работает с 8.45 до 15.00 ч., горячую пищу готовят в школе. Бесплатно питаются обучающиеся, которые относятся к категориям: малообеспеченные, многодетные,  дети-инвалиды.

В школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; работают спортивные секции.  В зимнее время уроки физической культуры проводятся на лыжах. Каждую четверть организуется День здоровья.

В 200м от школы находится ФАП, с которым заключен договор о сотруднечестве, фельдшер ФАП регулярно посещает школу, проводит обследование на педикулёз. Ежегодно обучающиеся проходят профилактические осмотры с участием врачей специалистов в с.Баган.

На классных   собраниях в 1-х классах проводятся беседы «Помощь родителям в период адаптации ребёнка в школе»,  «Первые школьные трудности, пути-преодоления»; во 2-3-х классах -  «Культура учебного труда и поведения школьника»,  «Как воспитывать у ребёнка самостоятельность?»,  в 4-х классах – «Здоровое питание, здоровые дети», «Готовность ребенка к переходу в среднее звено» и др.

 С этой целью организации лекториев для учащихся, учителей и  родителей по пропаганде здорового образа жизни  привлекается фельдшер.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: два учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ.

Использование возможностей  учебников в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью учебников «Школа России». 

Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках «Школа России»  предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. 

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

 Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами учебников,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

   Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  •    строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в     том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся зависит от деятельности каждого педагога.

     Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • введение третьего часа физической культуры;
  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера при получении начального общего образования;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

     Реализация дополнительных образовательных программ

  Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование   экологической  культуры,  здорового  и  безопасного  образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Школа – территория здоровья».

В качестве образовательной программы используется программа деятельности по сохранению и укреплению здоровья  школьников, формированию здорового образа жизни,  развитию физической культуры и спорта   -   «Школа   - территория  здоровья».

Программа  предусматривает разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках, секциях
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, акций;
  • Дни здоровья, турпоходы и т.д.

   Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам формирование   экологической  культуры,  здорового  и  безопасного  образа жизни охраны; укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих  лекций, семинаров, круглых столов,  консультаций;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей)  по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, дней безопасности,  занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

2.4.4.Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм деятельности, по формированию экологической культуры,  безопасного и здорового образа жизни

Полный текст программы можно скачать с сервера

Категория: ФГОС НОО | Добавил: Татьяна
Просмотров: 2640 | Загрузок: 223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Навигатор ДО

ШТАБ

ОКО


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мы в СОЦСЕТЯХ

    Copyright MyCorp Официальный сайт МКОУ Владимировской ООШ Все права защищины © 2024 Конструктор сайтов - uCoz