2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
2.4.1. Общие положения
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в части экологической составляющей на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей. Программа обеспечивает:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, МКОУ Владимировская ООШ опирается на зону актуального развития, исходя из того, что формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми. Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при получении начального общего образования являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10 2009г. №373 с внесенными изменениями
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
- Устав школы.
При разработке программы формирования экологической культуры были выявлены следующие проблемы:
- отсутствие единых принципов организации экологического образовательного пространства;
- отстраненность, инертность, потребительское отношение к своему ближайшему окружению;
- неумение отстоять свои права и экологические интересы перед органами власти и другими людьми;
- уменьшение биоразнообразия, ухудшение состояния оболочек Земли (гидросфера, литосфера, атмосфера)как результат антропогенного воздействия.
Разрабатывая программу культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования, учитывали факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место при организации образовательного процесса, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.
Современный ребенок проводит в школе до 70% всего активного времени. Именно в этот период интенсивно формируются и развиваются все системы организма. Любые неблагоприятные воздействия могут вызвать нарушения адаптации, которые приводят к постепенной утрате ребенком того физического и энергетического запаса прочности, которое и принято называть здоровьем. В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса, акции.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни проектируется на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и
социокультурных особенностей региона.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования вносит вклад в достижение требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования является составной частью основной образовательной программы и проектируется в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования универсальных учебных действий, программами отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, программой духовно-нравственного развития, программой коррекционной работы и др.
2.4.2. Цель и задачи программы:
Цель программы - реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к окружающему миру, своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой. Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется в пяти взаимосвязанных блоках:
1.создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении,
2.рациональная организация учебной и внеучебной деятельности,
3.эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,
4.реализация дополнительных образовательных программ,
5.организация просветительской работы с педагогами, родителями, обучающимися.
Задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни выделяются соответственно каждому из пяти блоков:
В организации здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:
- обеспечить соответствие технического состояния учебных помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся,
- обеспечить соответствие требованиям СанПиН объёма учебной и внеучебной нагрузки школьников,
- организовать оптимальный режим питания школьников,
- обеспечить охрану физического, социального и психологического здоровья школьников;
В организации учебной и внеучебной деятельности:
- обеспечить возможность обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
В организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками:
- создать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха,
- создать условия для полноценной работы спортивных секций в учреждении,
- осуществлять полноценную и эффективную физкультурно-оздоровительную работу со школьниками всех групп здоровья на уроках физической культуры и секциях.
В реализации основной и дополнительных образовательных программ:
- включить всех обучающихся начальной школы в здоровьесберегающую деятельность,
- придать здоровьесберегающей деятельности учреждения системный, непрерывный, интегративный и комплексный характер.
В организации просветительской работы с педагогами, родителями, школьниками:
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни,
- дать представление о факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
В реализации формирования экологической культуры:
- сформировать представление об основах экологической культуры;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в учреждении основана на следующих принципах:
- системность – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, врачей, педагогов, родителей, педагогов дополнительного образования),
- комплексность – использование комплекса мер при организации здоровьесберегающей среды,
- индивидуальность – учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при организации здоровьесберегающей деятельности на уроке и вне его,
- гуманистичность – принцип признания активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья,
- непрерывность,
- интегративность – включение здоровьесберегающих компонентов во все предметные области.
При разработке программы были учтены особенности младшего школьного возраста:
- активно формируемые в младшем школьном возраст комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- отношение обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями);
- неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
2.4.3.Направления деятельности реализации программы:
Предусмотренные Программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся отражают специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса и обеспечивают достижение планируемых результатов основной образовательной программы школы. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физкультуры, психолог, медицинский работник).
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячее питание и обеды в урочное время. Столовая работает с 8.45 до 15.00 ч., горячую пищу готовят в школе. Бесплатно питаются обучающиеся, которые относятся к категориям: малообеспеченные, многодетные, дети-инвалиды.
В школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; работают спортивные секции. В зимнее время уроки физической культуры проводятся на лыжах. Каждую четверть организуется День здоровья.
В 200м от школы находится ФАП, с которым заключен договор о сотруднечестве, фельдшер ФАП регулярно посещает школу, проводит обследование на педикулёз. Ежегодно обучающиеся проходят профилактические осмотры с участием врачей специалистов в с.Баган.
На классных собраниях в 1-х классах проводятся беседы «Помощь родителям в период адаптации ребёнка в школе», «Первые школьные трудности, пути-преодоления»; во 2-3-х классах - «Культура учебного труда и поведения школьника», «Как воспитывать у ребёнка самостоятельность?», в 4-х классах – «Здоровое питание, здоровые дети», «Готовность ребенка к переходу в среднее звено» и др.
С этой целью организации лекториев для учащихся, учителей и родителей по пропаганде здорового образа жизни привлекается фельдшер.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: два учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ.
Использование возможностей учебников в образовательном процессе.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью учебников «Школа России».
Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках «Школа России» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами учебников, в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
Эффективность организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся зависит от деятельности каждого педагога.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
- введение третьего часа физической культуры;
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера при получении начального общего образования;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация дополнительных образовательных программ
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Школа – территория здоровья».
В качестве образовательной программы используется программа деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта - «Школа - территория здоровья».
Программа предусматривает разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- проведение классных часов;
- занятия в кружках, секциях
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, акций;
- Дни здоровья, турпоходы и т.д.
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни охраны; укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов, консультаций;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, дней безопасности, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
2.4.4.Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм деятельности, по формированию экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни
Полный текст программы можно скачать с сервера |