1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования
реализуется в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Владимировская основная общеобразовательная школа при получении начального общего образования.
Данная программа (с изменениями и дополнениями) разработана на период освоения начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы.
НОО и определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации образовательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий содержание образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательной деятельности и управления образовательным учреждением.
Образовательная программа – долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа. Учреждение ежегодно вносит изменения в ООП НОО.
Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06. 10.2009 зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785) (с последующими изменениями)
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
7. Устав МКОУ Владимировская ООШ
Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно, с привлечением Совета школы, обеспечивающего государственно общественный характер управления.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Задачи ООП НОО:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, начального общего и основного общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района).
Разработанная программа предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся начальной школы, в том числе одаренных детей, через систему дополнительных внеурочных занятий;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, родителей, педагогических работников в развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся приподдержке педагогических работников;
- участие обучающихся, родителей, педагогических работников в развитии внутришкольной социальной среды;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов терпимости, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
ООП НОО сформирована с учётом особенностей следующего уровня общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к образовательной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли школьника, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в образовательном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования.
ООП НОО отражает стратегию развития образования МКОУ Владимировской ООШ и строится на следующих принципах:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития, предусматривает ориентацию
содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.
Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности, повседневной жизни. Умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации. Умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).
Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные обучающиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовым).
Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу
В ООП НОО МКОУ Владимировской ООШ учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной и воспитательной работы, возможности сельской среды и социальных партнёров, запросы обучающихся и родителей в сфере образования, профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы.
В 2012 году во МКОУ Владимировской ООШ открылась дошкольная группа. В соответствии с Уставом -первым уровнем образования является дошкольное образование– это позволяет создать единую образовательную среду.
Целью взаимодействия дошкольной группы и школы является становление социальной позиции будущих первоклассников, выработка стиля взаимодействия детей и взрослых, постепенная адаптация детей к школьной жизни.
Задачи взаимодействия дошкольной группы и школы:
- Обеспечение возможности единого старта детей дошкольного возраста;
- Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
- Создание условий для полноценного развития личности ребенка на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации; формирование его готовности к систематическому обучению.
Социокультурные особенности и потребности
Социальный статус семей школы представляет следующую картину: более 70% семей относятся к категориям малообеспеченных и (или) многодетных. Большинство родителей не имеют профессионального образования и занимаются сельским хозяйством. В связи с спецификой работы, родители не могут оказать помощь детям в подготовке домашних задании и контролировать свободное время ребенка. В связи с этим в школе работает группа продленного дня.
Целью ГПД является активизация познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
- формировать нравственный и эмоциональный компоненты мировоззрения детей;
- развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Контингент обучающихся школы различен по национальному составу и представлен двумя национальностями: русские и казахи. Деятельность школы направлена на соблюдение традиций этих двух культур, взаимодействие и сотрудничество, уважение к традициям.
Организация деятельности построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования ДДТ, сельским клубом с.Владимировка и с.Осинники, где находится «Центр казахской культуры», и сельской библиотекой с.Владимировка.
Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
ООП НОО МКОУ Владимировской ООШ опирается на традиционный и инновационный опыт школы. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: открытости, доступности, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, носит личностно-ориентированный характер.
Основная образовательная программа НОО МКОУ Владимировской ООШ содержит следующие разделы:
|