1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — Сан ПиН 2.4.2.2821-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
4.Федеральный перечень учебников от 2014г
5.ООП. МКОУ Владимировской ООШ
Цели обучения: массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения
Задачи изучение предмета:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в плане
классы
|
Количество часов в неделю
|
Количество учебных недель
|
Всего часов на учебный год
|
1класс
|
1ч
|
33
|
33ч
|
2класс
|
1ч
|
34
|
34ч
|
3класс
|
1ч
|
34
|
34ч
|
4класс
|
1ч
|
34
|
34ч
|
Всего
|
|
|
135часов
|
4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения музыки.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
|
1класс
|
2класс
|
3класс
|
4класс
|
восприятие музыкаль ного произведения, определение основного на- строения и характера; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство ] горд ос ти за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отно шение к музыкальным занятиям, интерес к от- дельным видам музы кально-практической деятельности; - основа для развития чувства прекрасного че- рез знакомство с доступными для детского вос приятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого че- ловека, представление о дружбе, доброжелатель- ном отношении к людям
|
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; - образ малой Родины, отраженный в музыкальных произ ведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн); - интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности; - первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений; - этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жиз ни человека; - выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. им- провизациях) своих чувств и настроений; понимание на- строения других людей.
|
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различ- ного образного содержания; - позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, перво- начальные навыки оценки и само- оценки музыкально-творческой деятельности; - образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России; - устойчивое положительное отно шение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступны- ми музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; - эмпатия как понимание чувств дру- гих людей и сопереживание им; - представление о музыке и музы- кальных занятиях как факторе, пози- тивно влияющем на здоровье, перво- начальные представления о досуге.
|
- эмоциональная отзывчивость па музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках; - эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма; - любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других пародов; - учебно- познавательный интерес к новому учеб- ному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творчес кой деятельности; - знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни; - основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство); - навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; - основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
|
Обучающийся получит возможность для формирования:
|
понимания значения музыкального искусства в жизни человека; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-испол нительской деятельности; — эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
|
- нравственно-эстетических переживаний музыки; - восприятия нравственного содержания музыки сказочно- го, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества; - позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности; - представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
|
- познавательного интереса к музы- кальным занятиям, позиции актив- ного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; - нравственных чувств (любовь к Ро- дине, интерес к музыкальной культуре других народов); - нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям, персонажей музыкальных произведений; понимания связи между нравственным содержанием музыкального про- изведения и эстетическими идеалами композитора; - представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки
|
- устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; - гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России; — чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства; понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; - представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки
|
Метапредметные.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
|
- принимать учебную задачу; - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; - осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; адекватно воспринимать предложения учителя.
|
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными за- дачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться па музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных за- рисовок; выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
|
- принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; - выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
|
- понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; - планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами; - различать способ и результат собственных и коллективных действий; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки; - осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
|
Обучающийся получит возможность научиться:
|
- принимать музыкально- исполнительскую задачу и инструкцию учители; - воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей; - принимать позицию исполнителя музыкальных произведений
|
- понимать смысл инструк ции учителя и заданий, пред ложенных в учебнике; — воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведе нии и его исполнении; ... выполнять действия в опоре па заданный ориентир; - выполнять действия в громко речевой (устной) форме.
|
- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих; — выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; - воспринимать мнение о музы- кальном произведении сверстников и взрослых.
|
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; — высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; - принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; - действовать самостоятельно при разрешении проблемно -творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
|
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
|
- ориентироваться в ин формационном материале учебника, осуществлять поиск нужной ин- формации (Музыкаль ный словарик); использовать рису- ночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»); - находить в музыкальном тексте разные части; - понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; — читать простое схематическое изображение
|
- осуществлять поиск нужной информации, используя мате риал учебника и сведения, по лученные от взрослых; - расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»); - ориентироваться в способах решения исполнительской за дачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма; - читать простое схематичес- кое изображение; — различать условные обозначения; - сравнивать разные части му зыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впе чатлениями.
|
- осуществлять поиск нужной ин формации в словарике и из дополни тельных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; - самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных про- изведениях; - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; — выбирать способы решения исполнительской задачи; - соотносить иллюстративный мате риал и основное содержание музы кального сочинения; - соотносить содержание рисунков и схематических изображений с му зыкальными впечатлениями; - исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета); - использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально- исполнительских) задач; - воспринимать и анализировать тексты, в т.ч. нотные; - строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи; - проводить сравнение, сериацию и классифи кацию изученных объектов но заданным кри териям; - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - устанавливать аналогии; представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов
|
Обучающийся получит возможность научиться:
|
—соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной вырази тельности (темп, дина мика); —понимать запись, при нятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки; —пользоваться карточ ками ритма; строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свой ствах музыки; - соотносить содержание рисунков с му- зыкальными впечатлениями.
|
осуществлять поиск дополнительной информации (зада ния типа «Выясни у взрослых...»); — работать с дополнительны ми текстами и заданиями в рабочей тетради; - соотносить различные про изведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное со держание музыкального сочи нения; - соотносить содержание схе- матических изображений с му- зыкальными впечатлениями; - строить рассуждения о воспринимаемых свойствах му зыки.
|
осуществлять поиск нужной информации в словарике и допол- нительных источниках, включая контролируемое пространство Ин- тернета; - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о восп ринимаемых свойствах музыки; — пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной соль- мизации; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям', - обобщать учебный материал; - устанавливать аналогии; - сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись); - представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
|
расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; — фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ; - соотносить различные произведения по наст роению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия); - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной вы разительности; — произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следствен ных связей; - произвольно и осознанно владеть общими прие- мами решения учебных задач
|
|