. РП по курсу "Выразительное чтение" - Рабочие программы ФГОС НОО - Каталог файлов - МКОУ Владимировская ООШ
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Сайт МКОУ Владимировской ООШ
Среда, 2024-05-15, 2:43 PM
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Приём в 1 класс

Запись в 1 класс

Информация

Для педагогов

Для обучающихся

Категории раздела
Мои файлы [532]
Положения [88]
ФГОС НОО [55]
Документы [254]
Режим [11]
Рабочие программы ФГОС НОО [50]
Кабинет [5]
ФГОС ООО [40]
ОПП ООО ФГОС
Рабочие программы ФГОС ООО [72]
Документы 2018 ООП [112]

Главная » Файлы » Рабочие программы ФГОС НОО

РП по курсу "Выразительное чтение"
[ Скачать с сервера (31.6 Kb) ] 2015-05-29, 5:56 PM

1.Пояснительная  записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Закон  «Об образовании  в  РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — Сан ПиН 2.4.2.2821-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189).

    3.  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования

    4.Федеральный перечень учебников от 2014г

5.ООП. МКОУ Владимировской  ООШ

В основу программы курса «Выразительное чтение» для 2  класса положена программа для общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

Главнойцелью  курса«Выразительное чтение» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг.

Задачи:

 -  учить слушать, видеть, понимать литературные произведения.

-  учить приемам исполнительского мастерства;

-   прививать любовь к чтению.

-  воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;

-  расширять  кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг    различных жанров.

-  развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

-  обогащать опыт детей посредством  посещения, библиотеки;

2. Общая характеристика курса

 В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы.  Дети во внеурочное время практически не читают  художественную литературу, очень редко посещают библиотеку и театр.  Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.

Для современной школы овладение полноценным навыком беглого, выразительного  чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения.

Актуальность  проблемы обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса  школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык.Поэтому  перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.

Чтобы  решить проблему формирования сформированного навыка чтения создана программа курса «Выразительное чтение ».

      Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный курс способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
А театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

3.Место курса в учебном плане

 

классы

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов на учебный год

2класс

34

34ч

Всего

 

 

34часов

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии– основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературному чтению как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного  отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма.Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества.Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения «Выразительного чтения»

Личностными результатами являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметнымирезультатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.       

6.Содержание курса

Тема №1  Развитие беглости чтения. 8 ч

Активизация органов речи. Расширение оперативного поля чтения. Развитие правильности, безошибочности восприятия текста.  Развитие памяти и внимания в процессе восприятия. Гибкость и скорость чтения вслух и про себя. Индивидуальный диапазон скорости чтения. Комфортный и максимально ускоренный режимы чтения. Различные виды чтения: хоровое, групповое, комментированное, выборочное, установочное.

Тема № 2  Предупреждение ошибок чтения. Работа на фонетическом уровне. 7 ч

Понятие «правильность чтения». Четкость произношения. Артикуляция и чтение. Орфографическое чтение. Внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения. Контроль и самоконтроль при чтении. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным). Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Тема №3  Обучение выразительному чтению. Работа на лексическом уровне. 10 ч

Знакомство с интонационными  средствами выразительности: паузы, тон, мимика, жесты, сила и окраска голоса, логические и фразовые ударения, мелодика голоса (повышение и понижение голоса). Простейшие способы психологической паузы. Особенности чтения произведений разных жанров. Эмоциональный настрой произведения, его героев, автора. Словесное рисование. Смысловой анализ текста. Количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений). Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

Тема № 4  Обучение осознанному чтению. Работа на синтаксическом уровне. 9 ч

Слушание детской книги. Основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Понимание предметного, обобщенного  содержания текста, подтекста. Определение личностного отношения к прочитанному. Алгоритм чтения художественного текста. Деформированные тексты. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся. Осознанное построение предложений.

7. Тематическое планирование курса «Выразительное чтение»

 

 

Тематическое планирование 

Деятельность учащихся

1-2

Тема № 1. Развитие беглости чтения.

Устное народное творчество

Активизировать навыки органов чтения.

3-4

Малые фольклорные жанры

Читать  вслух и про себя.

5-6

Русские народные сказки

Читать хором, в группе, выборочно.

7-8

Стихи поэтов-классиков XX – начала XXI века для детей

Развивать навыки скорости чтения

9

Тема № 2.. Предупреждение ошибок при чтении. Работа на фонетическом уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи русских поэтов об осени

Заучивать четко стихи русских поэтов

10-11

Сказки А.С.Пушкина

Производить звуковой анализ слов.

12

Басни И.А.Крылова

Развивать навыки орфографического  чтения.

13

Стихи Б.Заходера

Читать с интонационными средствами выразительности: паузы, тон, сила и окраска голоса.

14

Стихи и рассказы о ребятах-сверстниках

Читать с интонационными средствами выразительности: логические ударения, мелодика голоса.

15

О братьях наших меньших (Рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова)

Контролироватьскорость чтения. Находить: слова–синонимы, слова-антонимы.

16-17

Тема № 3. Обучение выразительному чтению. Работа на лексическом  уровне

Веселые произведения Б.Заходера

Читать весёлые произведения с интонацией.

18-19

Сказки К.Чуковского

Определять эмоциональный настрой произведения, его героев, автора.

20-21

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина

Воспроизводить  словесное рисование.

22-23

Короткие рассказы Е.Пермяка

Производить смысловой анализ текста.

24-25

Маршак-переводчик

Распознавать произведения разных жанров.

26-27

Тема № 4. Обучение осознанному чтению. Работа на синтаксическом уровне

Рассказы и сказки Н.Носова

Определять и находить основные признаки текста.

28-29

Современные детские журналы

Понимать предметное содержание текста.

30-31

О чем рассказывают журналы

Составлять алгоритм чтения художественного текста.

32-33

Комиксы.

Составлять рассказ  из деформированного текста.

34

Обобщение изученного за год

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги .

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Андреев, О.А. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение,2010. – С.160.
  2. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб: фирма «Стройлеспечать», 1999. – С.64.
  3. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.: АОРКТИ, 1999. –  С.160.
  4. Узорова, О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению. - М.: ООО « ИздательствоАстрель», 2004. – С.268.
  5. Игнатьева, Т.В. Тексты по проверке техники чтения: Учимся читать быстро. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. – С.103.

 

 

Категория: Рабочие программы ФГОС НОО | Добавил: Татьяна
Просмотров: 1999 | Загрузок: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Навигатор ДО

ШТАБ

ОКО


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мы в СОЦСЕТЯХ

    Copyright MyCorp Официальный сайт МКОУ Владимировской ООШ Все права защищины © 2024 Конструктор сайтов - uCoz