. РП Информатика в играх и задачах - Рабочие программы ФГОС НОО - Каталог файлов - МКОУ Владимировская ООШ
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Сайт МКОУ Владимировской ООШ
Четверг, 2024-05-16, 7:16 PM
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Приём в 1 класс

Запись в 1 класс

Информация

Для педагогов

Для обучающихся

Категории раздела
Мои файлы [532]
Положения [88]
ФГОС НОО [55]
Документы [255]
Режим [11]
Рабочие программы ФГОС НОО [50]
Кабинет [5]
ФГОС ООО [40]
ОПП ООО ФГОС
Рабочие программы ФГОС ООО [72]
Документы 2018 ООП [112]

Главная » Файлы » Рабочие программы ФГОС НОО

РП Информатика в играх и задачах
[ Скачать с сервера (52.1 Kb) ] 2015-05-24, 10:14 AM

1.Пояснительная  записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Закон  «Об образовании  в  РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

      2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — Сан ПиН 2.4.2.2821-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189).

    3.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

     4.Федеральный перечень учебников от 2013г

     5.ООП. МКОУ Владимировской  ООШ

Цель: 

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение обучающимися информационной и коммуникационной компетентности.

Задачи:

  • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
  • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
  • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
  • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
  • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
  • анализировать языковые объекты;
  • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

 

2.Общая характеристика учебного курса

    Курс «Информатика в играх и задачах» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности обучающихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

·      основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

·      основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объек­та по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

·      основные информационные методы (метод перебора, полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную дея­тельность, формировании компетентности обучающегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее опти­мальных видов деятельности школьников. Ориентация курса на системно-деятельностный под­ход позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий: деятельностный метод обучения,  проблемно-диалогическая, технология КСО, игровая, ИКТ.

-    не требуют обязательного наличия компьютеров;

- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

В курсе выделяются следующие разделы:

-        описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

-        описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

-        описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

-        применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

   Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

          При изучении информатики предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

        Используется фронтальная, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

 

3. Описание места учебного предмета в плане

 

классы

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов на учебный год

3класс

34

34ч

4класс

34

34ч

Всего

 

 

68часов

 

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

              Основной целью изучения информатики в начальной школе явля­ется формирование у школьников  основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продол­жения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в сред­нем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение осно­вами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с ал­горитмом и строить простейшие алгоритмы;

• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различ­ных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

•  основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наи­более активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

      Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

 

5. Личностные, метапредметные, предметные

результаты освоения курса «Информатика в играх и задачах»

3 класс

Личностные результаты

-     критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-      объяснять самому себе:  «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);

-     развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

-        освоить способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-        формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;

-        оценивать получающийся творческого продукта.

Познавательные УУД:

-     моделировать – преобразовывать объект из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-     выбирать основания и критерии для сравнения, сериаций, классификации объектов;

-     устанавливать  причинно-следственных связи;

-     строить логические цепи рассуждений.

-      перерабатывать информацию для получения необходимого результата;

-      выбирать различные спосоыв поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы.

-     овладеть способами решения проблем творческого и поискового характера;

-     анализировать объекты с целью выде­ления признаков (суще­ственных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, клас­сификации объектов.

Коммуникативные УУД:

-   готовить  выступления;

-   аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-   выслушивать собеседника и вести  диалога.

-    участвовать в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.

Предметные:

Обучающийся  научится:

-     называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;

-     ориентироваться в пространстве;

-     выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;

-     обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;

-     описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;

-     разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных при­знаков;

-     называть последовательность простых действий;

-     находить пропущенное действие в заданной последовательности;

-     выделять истинные и ложные высказывания;

-     решать некоторые задачи с помощью графов.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-     находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

-     называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

-     понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

-     выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

-     изображать графы;

-     выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

-     находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

 

4 класс

Личностные результаты

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других  людей;

-объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными   ситуациями;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных  социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из  спорных ситуаций;

-начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-     анализировать  условия учебной задачи;

-     планировать  последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-      анализировать   ошибки в плане действий и внесение в не­го изменений;

-     оценивать работы товарища в соответствии с критериями.

Познавательные УУД:

-        моделировать – преобразовывать объект из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-        анализировать  объекты с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

-        синтезировать  – составлять  целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-        выбирать  основания  и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

-        подводить  под понятие;

-        устанавливать  причинно-следственные связи;

-        строить  логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-          аргументировать свою  точку  зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-          выслушивать собеседника и вести  диалог;

-          признавать  возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 

Предметные:

Обучающийся научится:

-     осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-     осознанно владеть общими приёмами решения задач.

-     формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-     определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;

-     описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

-     заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;

-     выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

-     изображать множества с разным взаимным расположением;

-     записывать выводы в виде правил «если – то»;

-     по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

Обучающийся  получит возможность научиться:

-     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках;

-     осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев.

-     использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

-     основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

-     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-     выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

-     устанавливать аналогии;

-     строить логическую цепь рассуждений;

-     осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-     обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-     осуществлять синтез как составление целого из частей.

 

6.Содержание программы:

В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

1.         Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).

2.         Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).

        3.      Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

Правила игры    Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а так­же тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. * Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и разли­чие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бу­син). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, выре­жи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области   Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка    Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. п., 'последний, предпоследний. Частичный порядок эле­ментов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. По­нятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина це­почки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Опера­ция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из несколь­ких элементов.

* Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок     Понятие мешка как неупорядоченного конечного муль­тимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум при­знакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний    Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удов­летворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов це­почки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык    Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинс­кий алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, не­полное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов    Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объ­екта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, ал­горитма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепоч­ка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. * Использование инструмен­та «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево    Понятие дерева как конечного направленного графа. По­нятия следующий и предыдущий для вершин дерева. По­нятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (де­рево перебора). Дерево вычисления арифметического выра­жения.

* Использование инструмента «дерево» для построения де­ревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией     Турниры и соревнования — правила кругового и кубково­го турниров. Игры с полной информацией. Понятия: прави­ла игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. При­меры игр с полной информацией: «Крестики-нолики», «Ка­мешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации    Одномерная и двумерная таблицы для мешка — использо­вание таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление ин­формации, связанной со счётом (пересчётом), измерением ве­личин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таб­лицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм. Решение практических задач.  Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупнос­ти объектов с использованием разбиения задачи на подза­дачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числово­го ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в це­почку) (проект «Вырезаем бусины»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопо­ставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количест­ва мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших сло­варях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном поряд­ке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Построение полного дерева игры, исследование всех пози­ций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия 

Категория: Рабочие программы ФГОС НОО | Добавил: Татьяна
Просмотров: 472 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Навигатор ДО

ШТАБ

ОКО


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мы в СОЦСЕТЯХ

    Copyright MyCorp Официальный сайт МКОУ Владимировской ООШ Все права защищины © 2024 Конструктор сайтов - uCoz