. Программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования - ФГОС ООО - Каталог файлов - МКОУ Владимировская ООШ
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Сайт МКОУ Владимировской ООШ
Пятница, 2024-05-17, 8:51 AM
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Приём в 1 класс

Запись в 1 класс

Информация

Для педагогов

Для обучающихся

Категории раздела
Мои файлы [532]
Положения [88]
ФГОС НОО [55]
Документы [255]
Режим [11]
Рабочие программы ФГОС НОО [50]
Кабинет [5]
ФГОС ООО [40]
ОПП ООО ФГОС
Рабочие программы ФГОС ООО [72]
Документы 2018 ООП [112]

Главная » Файлы » ФГОС ООО

Программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования
[ Скачать с сервера (73.4 Kb) ] 2015-12-21, 11:33 AM

Программа развития универсальных учебных действий (далее – программа развития УУД) при получении основного общего образования направлена на:

  • реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

  • повышения эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний учебных действий;

  • расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

  • формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа обеспечивает:

  • развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы т.д.);

  • овладение приѐмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими лицеистами и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникативными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.

     

2.1.1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у обучающихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД в основной школе определяет следующие задачи:

  • организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе;

  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;

  • включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

  • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество».

2.1.3. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса

Универсальные учебные действия являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов учебных действий. Качество усвоения знаний, сформированность умений и навыков определяется многообразием и характером видов универсальных действий:

  • личностные (самоопределение, смыслоообразование и действие нравственно-этического оценивания);

  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

  • коммуникативные (общение и взаимодействие).

 

Освоение ФГОС ООО предполагает переход к деятельностной парадигме образования, в которой целью образования является развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов познания мира, формирования умения учиться. В этой парадигме образования процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Системно-деятельностный подход, деятельностная парадигма образования предполагают переход от изучения изолированного от реальной жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения школьниками своих жизненных задач, то есть переход от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов. Системно-деятельностный подход предполагает переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Личностные универсальные учебные действия

Цель – формирование и развитие личностных универсальных учебных действий.

Задачи:

  • развитие ценностно-смысловой ориентации школьников на основе развития мотивации и целеполагания учения;

  • развитие Я - концепции и самооценки;

  • развитие морального сознания и ориентировки обучающегося в сфере нравственно-этических отношений.

Личностные универсальные учебные действия включают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ключевое   направление   раздела   программы   –   формирование   психолого- педагогических условий для самоопределения лицеиста. Самоопределение понимается как определение ребѐнком своего места в школьном коллективе, обществе, жизни, что предполагает выбор базовых ценностных ориентиров, определение своего способа решения жизненных проблем. В процессе самоопределения каждый человек решает две основные задачи: обретение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе. Применительно к учебной деятельности выделяется два типа действий, значимых в условиях личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, то есть установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Ученик при этом подходе ставит перед собой вопрос о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и формулирует свой ответ на этот вопрос.

Второй тип – действие нравственно-этической ориентации на основе социальных и личностных ценностей. Этот тип действий предполагает нравственно-этическое оценивание предметного содержания, учебной ситуации, моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия Цель – формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.

Задачи:

развитие умения организовывать свою учебную познавательную деятельность в образовательном учреждении и за его пределами, включая:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено школьником, и того, что еще неизвестно;

  • умение выбирать адекватные средства для организации своего поведения;

  • умение запоминать правило (инструкцию) и придерживаться его (ее) при решении конкретной задачи, ситуации выбора; умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу, в соответствии правилом, нормой;

  • умение планировать, то есть составлять план и определять последовательность промежуточных целей и действий с учетом конечного результата;

  • умение прогнозировать результаты своей деятельности;

  • умение корректировать свои действия, вносить изменения в план и способ действия;

  • умение реалистично оценивать свои образовательные достижения.

    Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • целеполагание как определение цели, задач;

  • планирование как определение последовательности промежуточных целей и действий;

  • прогнозирование как предвосхищение результата;

  • контроль как соотнесение способа действия и его результатов;

  • коррекцию исходного плана, способа действия;

  • оценку достигнутого и определение того, что предстоит сделать, выполнить, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

  • волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, способность преодолению препятствия.

Познавательные универсальные учебные действия

 Цель – формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.

Задачи:

развитие общеучебных универсальных учебных действий, включая:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • осознание учебной задачи;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • умение структурировать знание;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область);

  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • рефлексия способов и условий действий;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • извлечение информации из источников разных типов и видов;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • умение адекватно (подробно, сжато, выборочно) передать содержание текста;

развитие логических универсальных учебных действий, включая:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • распознание объектов;

  • упорядочение объектов по выделенному основанию;

  • отнесение к группе на основе заданного признака;

  • выделение элементов и «единиц» из целого;

  • выделение существенных признаков;

  • генерализация и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения существенной связи;

  • установление причинно-следственной связи, выведение следствий;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

развитие умения постановки и решения проблемы творческого и поискового характера (формулирование проблемы, самостоятельное определение эффективных

способов решения проблемы).

Познавательные исследовательские      универсальные   учебные   действия

включают:

  • универсальные общеучебные действия и познавательные исследовательские действия (выделение познавательной цели, выбор способа решения задач; поиск, анализ, структурирование информации - работа с текстом, смысловое чтение; исследование, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, работа с научными понятиями, формирование элементов комбинаторного мышления);

  • универсальные логические действия (анализ, синтез, классификация, выбор оснований и критериев сравнения, установление аналогии, обобщение, вывод).

Коммуникативные универсальные учебные действия Цель – формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.

Задачи:

развитие коммуникативных универсальных учебных действий, включая:

  • развитие у школьников социальной компетентности, готовности сознательно учитывать позицию других людей (партнеров по общению и деятельности, одноклассников);

  • развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками и взрослыми; развитие умения планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия; поставка вопросов, сотрудничество в сборе информации, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, оценка действий партнеров);

  • развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • развитие умения владения формами речи.

Коммуникативные универсальных учебных действий включают:

  • действия, обеспечивающие эффективную работу, кооперацию, совместную деятельность в группе, спортивной команде, классном коллективе (организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, задач, функций участников общего дела, способов взаимодействия, постановка вопросов, разрешение конфликтов);

  • действия, направленные на межличностное общение в коллективе (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач – аргументация, и др.);

  • действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

 

 

Связь УУД с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельности, место компонентов УУД в структуре ООП

Формирование универсальных учебных действий средствами продуктивных заданий на различных предметах; во-вторых, на базе использования технологии деятельностного типа; в-третьих, с помощью проектной технологии, учебно-исследовательской деятельности школьников и специально разработанных жизненных (компетентностных) задач; в-четвертых, с помощью внеучебной деятельности.

Средствами достижения личностных и метапредметных результатов в каждом предмете могут служить:

  1. текст (например, правила общения с помощью языка на уроках русской словесности)

  2. иллюстративный ряд (например, схемы и графики в математике);

  3. продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебника не содержится ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности) ученик может сформулировать свою версию ответа;

  4. принцип минимакса – в учебнике имеется как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный материал. Иногда они четко отделены, но чаще специально перемешаны (как в жизни), что требует развития умения искать важную необходимую информацию, ответ на возникающий вопрос и т.д.Просмотреть полностью материал можно  в архивном файле

Категория: ФГОС ООО | Добавил: Татьяна
Просмотров: 2571 | Загрузок: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Навигатор ДО

ШТАБ

ОКО


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мы в СОЦСЕТЯХ

    Copyright MyCorp Официальный сайт МКОУ Владимировской ООШ Все права защищины © 2024 Конструктор сайтов - uCoz