-
Целевой раздел
Основная образовательная программа ООО МКОУ Владимировской ООШ содержит следующие разделы:
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает :
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-
программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программу воспитания и социализации обучающихся;
-
программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы, и включает в себя:
-
учебный план основного общего образования;
-
календарный учебный график;
-
план внеурочной деятельности;
-
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Владимировская основная общеобразовательная школа при получении основного общего образования.
Данная программа (с изменениями и дополнениями) разработана на период освоения основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре основной образовательной программы.
ООО и определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий содержание образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательной деятельности и управления образовательным учреждением.
Образовательная программа – долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа. Учреждение ежегодно вносит изменения в ООП ООО.
Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17. 12.2014 зарегистрирован Министерством юстиции РФ 01.02.2011, рег. № 19644) (с последующими изменениями)
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Разработка основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась самостоятельно, с привлечением Совета школы, обеспечивающего государственно общественный характер управления.
1.1.1.Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
-
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
-
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
-
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
-
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
-
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
-
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает спервым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
-
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
-
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
-
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
-
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей
-
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
-
изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
В ООП ООО МКОУ Владимировской ООШ учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной и воспитательной работы, возможности сельской среды и социальных партнёров, запросы обучающихся и родителей в сфере образования, профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы.
1.1.3.Социокультурные особенности и потребности
Социальный статус семей школы представляет следующую картину: более 70% семей относятся к категориям малообеспеченных и (или) многодетных. Большинство родителей не имеют профессионального образования и занимаются сельским хозяйством. В связи с спецификой работы, родители не могут оказать помощь детям в подготовке домашних задании и контролировать свободное время ребенка. В связи с этим в школе работает группа продленного дня.
Целью ГПД является активизация познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
-
формирование у обучающихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
-
формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
-
формировать нравственный и эмоциональный компоненты мировоззрения детей;
-
развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Контингент обучающихся школы различен по национальному составу и представлен двумя национальностями: русские и казахи. Деятельность школы направлена на соблюдение традиций этих двух культур, взаимодействие и сотрудничество, уважение к традициям.
Организация деятельности построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования ДДТ, сельским клубом с.Владимировка и с.Осинники, где находится «Центр казахской культуры», и сельской библиотекой с.Владимировка.
Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
ООП ООО МКОУ Владимировской ООШ опирается на традиционный и инновационный опыт школы. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: открытости, доступности, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, носит личностно-ориентированный характер.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
ООП ООО определяет содержание и организацию образовательного процесса при получении основного общего образования.
ООП ООО реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научно- исследования, общественно полезные практики ит.д.
Внеурочная деятельность в основной школе позволяет решить ряд очень важных задач:
-
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-
улучшить условия для развития ребенка;
-
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Требования к организации внеурочной деятельности:
-
Внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана, на неё отводится не более 10 часов в неделю.
-
Школа вправе сама определять фактическое количество по направлениям внеурочной деятельности.
-
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются с максимальным учётом пожеланий обучающихся, их родителей (законных представителей).
-
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на образовательные результаты в соответствии с ФГОС.
Модель внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС способствует реализации целей и задач школы.
Школа использует оптимизационную модель организации внеурочной деятельности - модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники данного учреждения.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
-
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
-
организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
-
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности:
– в программах обучения, направленных на развитие познавательных и творческих способностей личности;
– в воспитании личности, умеющей самостоятельно ставить и достигать целей, умело реагировать на проблемные жизненные ситуации;< > – в реализации программ развития личности, направленных на «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
|